СТАТЬЯ

Что в имени тебе моем?
Профессионалы обсуждают актуальность обозначений профессий в сфере фотографии

John Stanmeyer takes a self-portrait of his reflection in a mirror.
В 2020 году создатели изображений продолжают придумывать особые обозначения для своей деятельности; к примеру, Джон Стэнмайер считает себя «рассказчиком визуальных историй». Все больше людей использует широкий спектр средств создания контента, и стоит ли дальше использовать традиционные обозначения для специализаций? © Джон Стэнмайер

Были времена, когда о проектах фотографа можно было создать впечатление лишь по одному обозначению профессии. Фотожурналист? Создает новостные сюжеты. Свадебный фотограф? Фотографирует на свадьбах. Пейзажный фотограф? Значит, создает фотопейзажи. Эти обозначения позволяли отнести специалиста к одному стилю создания изображений. Но теперь все иначе.

В 2020 году свадебные фотографы создают естественные снимки в стиле уличной фотографии. Можно легко найти фотожурналистов, для которых фотографии являются лишь одним из возможных подходов к созданию историй наряду с видео, звуком и текстом. Бывшие документальные фотографы отрекаются от идей объективности и заявляют, что фикция предлагает людям менее тернистый путь к истине. А многие профессионалы вместо термина «фотограф» используют такие понятия, как «фотохудожник», «создатель изображений», «создатель мультимедийных историй» или «активист-визуализатор».

Все это приводит нас к одному важному вопросу. Работают ли старые обозначения? Или все профессионалы сферы фотографии вольны выбирать собственные наименования, основываясь на том, какое сочетание слов, на их взгляд, лучше всего отражает их уникальный гибридный стиль?

На протяжении последних трех лет компания Canon приглашает студентов со всей Европы и Ближнего Востока на фестиваль фотожурналистики Visa pour l’Image, проводящийся в Перпиньяне, Франция, чтобы они приняли участие в программе обучения студентов Canon. Там прошедшие отбор студенты могут отточить свои навыки под руководством ведущих представителей отрасли, отправиться на экскурсию с гидом, посетить вечерние кинопоказы и представить свои портфолио на рассмотрение лучшим редакторам и амбассадорам Canon.

На фестивале 2019 года, в рамках программы создания контента — мастер-класса от амбассадора Canon Даниэля Эттера, где небольшая группа студентов-фотографов разрабатывала свои проекты — Силле Вейлмарк и Лукас Крейбиг, двое из студентов, попросили семерых фотографов создать автопортрет и присоединиться к обсуждению.

Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

«Мы все являемся рассказчиками историй. Так было всегда и не изменится в будущем»

Джон Стэнмайер, создатель визуальных историй, США

«Термин "фотожурналист" слишком прост; мы рассказываем истории бесспорных истин. Фотографии не рассказывают о нас, но повествования переплетаются и объединяют нас всех. Наши предки использовали каменные инструменты и пигмент для создания петроглифов — это те же иллюстраторы из New York Times и Der Spiegel, только 20 000 лет назад. Технологии привели к созданию ручки, бумаги, кисти, фотолабораторий и мощных средств коммуникации, основой которых является публикация своего контента — мы называем их социальными сетями. Мы уже стараемся использовать виртуальную реальность, а в будущем нас ждет еще больше».

«Волноваться стоит только о нехватке интереса в мире таких возможностей. Мы все являемся рассказчиками историй. Так было всегда и не изменится в будущем. Нам стоит уйти от этих ярлыков, ограничивающих масштаб нашего существования, и позволить себе погрузиться в поиски его великой цели. Создавать фотографии, тексты, фильмы, музыку или тишину. Расскажите мне то, чего я не знаю, чтобы это в итоге привело нас к более полному пониманию того, что стоит за каждым из нас. Неважно, кто вы — гончар, банкир, фермер или фотограф, наша цель заключается лишь в этом».

A self-portrait of Magnus Wennman.
Магнус Веннман описывает свою работу как «визуальную журналистику». По его мнению, ярлыки лишь налагают на фотографов ограничения, а их отсутствие позволяет самостоятельно решать, каким аспектам деятельности уделять больше внимания. © Магнус Веннман

«Самое важное — это придерживаться истинной истории»

Магнус Веннман, амбассадор Canon и визуальный журналист, Швеция

«Фотожурналистика стала совершенно другой с тех пор, как я начал работать в этой сфере 23 года назад. На тот момент 50% работы составляло умение создать и проявить фотографию. Сегодня же необходимо в первую очередь быть журналистом и только затем фотографом. Нужно уметь создавать истории и думать о том, как лучше раскрыть их, чтобы они были понятны людям. Если я считаю, что это видео, то буду снимать видео; если историю лучше передает фотография, то я буду создавать фотографии. Возможно, когда-нибудь я буду создавать исключительно аудиоконтент. Самое важное — это придерживаться истинной истории. Мы наблюдаем за становлением нового поколения создателей визуальных историй. Молодые люди, с которыми я общаюсь, все чаще стремятся осваивать разные подходы к созданию историй. Если вы хотите работать в журналистике, но умеете лишь делать фотографии, то вам придется крайне нелегко».

A still from a video self-portrait of Neoza Goffin. She is lying on grass with colourful ribbons in her hair.
Неоза Гоффен описывает себя как «исследователя психоделики» и считает, что фотографы всегда должны стремиться к созданию чего-то нового. «Ваш стиль и подход к делу должны отличать вас от остальных», — говорит она. © Неоза Гоффен
A self-portrait of Mathias Svold.
Матиас Свольд говорит, что представляется по-разному в зависимости от того, где публикуется та или иная работа; в этой связи можно задать вопрос: зависит ли обозначение от самого фотографа или от окружающей его действительности? © Матиас Свольд

«В обществе все становится более размытым»

Неоза Гоффен, исследователь психоделики, Бельгия

«Рассказывая историю, вы не можете полностью абстрагироваться от субъективных факторов. Вы выбираете композицию, определенную сцену и момент времени — все это дает субъективную оценку, даже если вы заняты созданием документального сюжета. Я стремлюсь показать, как ощущаю себя в тот или иной момент. Я передаю свои чувства, но в то же время демонстрирую истину. Люди стремятся придумывать для всего категории, в том числе для сексуальной ориентации и предпочтений, однако у каждого они свои, и в фотографии действуют те же законы. Категории "документальное" и "концептуальное" уходят в небытие, поскольку стирается граница между ними. То же происходит и в обществе — все становится более размытым».

«Все зависит от контекста»

Матиас Свольд, документальный фотограф, Дания

«Я не вспомню, чтобы специально пытался бросить вызов традиционным подходам к фотожурналистике. Я создаю изображения, которые мне нравятся, и считаю, что таким образом вызываю у людей какую-то реакцию на то или иное явление. Меня интересует создание эмоциональных изображений, однако я следую всем правилам журналистики и не занимаюсь постановкой или фотоманипуляцией. Скорее, я думаю о том, насколько близко к реализму смогу работать. Я не ограничиваю себя лишь газетами. Обозначение зависит от контекста. Если мои фотографии становятся частью музейной экспозиции, меня называют художником, и я не против. Если та же история попадает в газету, я становлюсь уже фотожурналистом. Я вижу, как сильно новые технологии влияют на индустрию, но использую старые устройства. Я стремлюсь к съемке в неторопливом и даже поэтическом стиле; обычно я фотографирую в среднем формате 6x7. Я склонен называть себя документальным фотографом, поскольку работаю над долгосрочными проектами, где новостной составляющей меньше, чем в фотожурналистике».

A still from a video self-portrait of Camilla Ferrari.
Камилла Феррари считает, что технология в значимой степени влияет на профессию, а зрители научились отличать хороший контент от плохого. «Мы поднимаем планку, поскольку в нашем распоряжении все больше визуальной информации», — говорит она.

«Мы переходим от общего к индивидуальному»

Камилла Феррари, создатель визуальных историй, Италия

«Я думала, что стану фотожурналистом или займусь созданием репортажей, но с течением времени я осознала, что фотография является средством самопознания, будто порталом в иное измерение. Возможно, мне стоит называть это "историями", а не "фотографиями", поскольку я объединяю в единое целое фотографии, видео и звуковую дорожку. Меня интересует то, как эмоции меняют восприятие людьми реальности, и это относится ко времени, памяти и присутствию».

«Теперь мы понимаем, что реальность меняется в зависимости от того, кто ее фотографирует, от погоды, от настроения фотографа и объекта, а также мировоззрения фотографа. Интересно жить в такое время, когда можешь увидеть одно явление с нескольких ракурсов. Также я вижу сдвиг в сторону самоанализа и важности жизненного опыта. Мы переходим от общего к индивидуальному, рассказываем истории о своем сообществе и своих знаниях, поскольку это и составляет жизненный опыт человека».

«Иметь собственный стиль важно, но я не считаю его становление конечной целью. Фотография — это инструмент коммуникации. Когда человек вырабатывает свой стиль, это означает, что он нашел особый способ самовыражения, а люди умеют различать честных людей».

Commuters in North Korea travel up a tall metro escalator at rush hour.

Мнение: стоит ли фотографам снимать видео?

Принесет ли владение навыками и фото-, и видеосъемки больше заказов? Или стоит сосредоточиться на чем-то одном? Три профессионала делятся своим взглядом на ситуацию.

«Пришло время переосмыслить определение и роль фотографа»

Турджой Чоудхури, фотожурналист, документальный фотограф и мультимедийный художник, Бангладеш

«Фотожурналистика и создание историй включают в себя все более разнообразные и сложные формы контента. Люди создают совершенно новые истории, но в то же время фотожурналисты и создатели историй по всему миру чувствуют притеснение. С одной стороны, у нас есть преимущества в виде новых технологий: с другой стороны, во многих странах попросту не существует свободы самовыражения. Люди создают огромное количество фотографий с помощью смартфонов и рассказывают истории так, как им хочется, на разных платформах. Это здорово, но возникает резонный вопрос об истинности, правдивости таких историй. В наши дни очень большой процент новостей — это ложь, пропаганда и риторика ненависти».

«Думаю, пришло время переосмыслить определение и роль фотографа как рассказчика историй. Для меня фотожурналистика — это новые вопросы, которые заставляют людей задуматься. Это способ взаимодействия, который влияет на психологию; это оружие, которое помогает сражаться с несправедливостью. За созданием историй должна стоять идея, и для меня это самое важное».

«Собственный стиль необходим, однако стиль — это проявление личности, а не визуальные приемы. Наличие стиля означает, что я хорошо знаю, что хочу сказать и как хочу выразить это в эффектном формате. Рассказчики историй решают, какой материал показать и как его показать. Но если кто-то скажет, что это способ дать право голоса тем, у кого его нет, это просто смешно. Работа фотографов заключается в посредничестве между людьми».

A self-portrait of Turjoy Chowdhury.
Турджой Чоудхури утверждает, что является фотожурналистом, документальным фотографом и мультимедийным художником. По его словам, сложное развитие фотожурналистики наряду с популяризацией смартфонов изменило роль создателей историй. © Турджой Чоудхури
A bunch of dead flowers placed on a rock face on the Norwegian island of Utøya. Taken by Hubert Humka.
Визуальный фотохудожник Губерт Гумка считает, как и Турджой, что фотожурналистику сложно загнать в общие для всех рамки; он предпочитает фокусироваться непосредственно на истории, а не на стиле своих работ. © Губерт Гумка

«Эти изменения могут привести к гибели той фотожурналистики, которую мы знаем»

Губерт Гумка, визуальный фотохудожник, Польша

«В последние несколько лет фотожурналистика постепенно меняется. Современные создатели историй расширяют границы и нарушают устои. Художники ищут новые способы создания историй и их демонстрации зрителю. Современные технологии меняют наше привычное восприятие историй, а список источников, из которых мы получаем информацию о мире, стал гораздо шире».

«Эти изменения могут привести к гибели той фотожурналистики, которую мы знаем. Становится все сложнее дать фотожурналистике определение. Разные истории требуют разных подходов к их передаче. История должна стоять на первом месте, и так называемый "стиль" не должен отвлекать зрителя. Я не доверяю "фотожурналистам-ковбоям", которые путешествуют по миру и собирают драматичные сюжеты о людях. Для меня такие сюжеты уже в прошлом. Я ищу более глубокий взгляд на вещи».

«Технологии всегда формировали основу создания историй. Но также будущее создают яркие истории, которые и подталкивают технологии к развитию. Это замкнутый круг: традиционные инструменты заменяются новыми, после чего новые берут на себя роль традиционных. Мы живем в эпоху перемен».

Автор Rachel Segal Hamilton, Sille Veilmark and Lukas Kreibig


Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас