A walrus sits in snow, in a snowstorm.
Эта фотография с поверхности воды под названием «Раздельная ловля» принесла Аудуну главный приз 52-го конкурса «Фотограф-натуралист года». На следующей вкладке этой статьи Аудун более подробно расскажет о технике съемки с поверхности воды. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 11-24mm f/4L USM. © Аудун Рикардсен

Во время полярных ночей, когда солнце не появляется, температура воды в бурном и суровом Норвежском море составляет всего 4 °C. Город Тромсе находится севернее, чем многие люди когда-либо бывали, — в 350 км за полярным кругом. Но все это не пугает амбассадора Canon Аудуна Рикардсена. В стремлении запечатлеть дикую природу Скандинавии так, как никто ранее, он подвергает свои камеры Canon и объективы L-серии настоящему испытанию, используя их долгими днями, неделями и месяцами в условиях дождя, снега, града и ветра.

Аудун вырос в небольшой рыболовецкой коммуне под названием Стейген, расположенной на севере Норвегии. Это место известно как «Врата в Арктику». Он родился в семье китолова, и это, по его словам, произвело совершенно противоположный ожидаемому эффект — он интуитивно научился понимать и уважать живую природу. Любопытство и неугасаемый интерес к дикой природе над и под водной гладью позволяют ему создавать фотографии, которые получают признание по всему миру за творческий подход и использование оригинальных технических приемов съемки.

Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

При этом в первую очередь Аудун является ученым и занимает должность профессора биологии в университете Тромсе. Это является его мотивацией — именно фотография как ничто другое позволяет ему делиться своими исследованиями с миром.

Некоторые из фотографий были созданы благодаря его исключительному пониманию поведения животных и опыту ученого, а некоторые стали результатом стечения обстоятельств, но Аудун всегда старается сделать невозможное возможным. «Дело не в везении», — говорит он о своих лучших работах. Можно сказать, что Аудун стремится создавать все более качественные фотографии, поскольку он всегда недоволен результатом. Он оставляет свою камеру в горных ущельях на несколько месяцев, чтобы запечатлеть орлов в их гнездах, погружает ее в ледяную воду ради съемки играющих китов и оставляет ее на виду у белых медведей, чтобы достичь невероятного эффекта, безраздельно захватывающего внимание зрителей.

«Вы когда-нибудь задумывались о том, каково это — быть рыбой и смотреть на хищника?», — спрашивает Аудун. Именно такой ход мыслей позволяет ему создавать еще больше исключительных фотографий. Он часто убеждается — то, что нельзя увидеть своими глазами, можно запечатлеть с помощью грамотно расположенного объектива.

В этом интервью он рассказал нам о трудностях работы в Арктике и о своем оборудовании, а также поделился секретами успеха в мире фотографии.

A fish-eye view shows an eagle hovering above the surface of water.
Аудуна интересует фотографирование мира с перспективы его объектов — на этой фотографии орел запечатлен так, будто зритель смотрит на него глазами рыбы, на которую охотится хищник. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM. © Аудун Рикардсен

Как фотография помогает вашим исследованиям?

«Я понял, что если демонстрировать результаты исследований с помощью изображений, они оказывают гораздо большее влияние. Во многих случаях я также использую камеру в качестве инструмента для анализа. К примеру, я фотографирую китов, чтобы запечатлеть их хвостовые плавники, которые работают по принципу отпечатка пальца. Затем мы можем пробить эту фотографию по базам данных в других регионах и определить, в какую область мигрируют те или иные киты».

А как опыт ученого помогает вам в фотографии?

«Будучи ученым, вы сосредоточены на своей цели. Вы стараетесь достичь конечного результата; тот же подход я применяю и в фотографии. Чтобы добиться финансирования вашего исследования, вам нужна действительно хорошая идея. Фотографам же новые идеи необходимы для того, чтобы показать что-то совершенно новое. Если у вас есть идея для проекта, вы планируете свои дальнейшие действия, в точности как и ученые».

«Люди говорят: "Вам очень повезло". Я с ними не согласен. Я думаю, что если вы полны энтузиазма, грамотно планируете свою работу и действительно хотите достичь цели, удача сама найдет вас. Вы можете запланировать удачу».

A frog sits in a pool under a night sky with the Northern Lights visible.
Лягушка сидит в пруду под северным сиянием. Снято на камеру Canon EOS 6D Mark II. © Аудун Рикардсен

В ваших работах животные часто изображены с уникального ракурса. Чего вы пытаетесь этим достичь?

«Все дело в моментах, которые встречаются в природе, но которые редко видят люди. Я знаю, многие люди жалуются, что некоторые из фотографий стали выглядеть неестественно, ведь теперь мы можем фотографировать то, что при старом раскладе люди увидеть не могли. Но для меня это именно то, что я хочу показать, — определенный момент, определенное животное и определенная ситуация. Мне нравится с помощью фотографии демонстрировать среду обитания животного и крупным планом показывать, что оно делает. Это создает эффект присутствия и позволяет почувствовать, что ты находишься прямо возле этого животного».

Композиция ваших снимков идеально проработана, и иногда трудно поверить, что они не являются составными снимками.

«На мой взгляд, фотография должна быть полноценной сама по себе, не нужно исправлять ее или добавлять к ней что-либо. Я стараюсь создавать максимально естественные снимки. Я планирую фотографии как ученый. Когда у меня появляется идея, я записываю ее и начинаю думать о способах достижения поставленной цели — создания той или иной фотографии. Я никогда не останавливаюсь. А если у меня не получилось, я попробую еще раз — это еще больше мотивирует меня. Именно в такие моменты понимаешь, что ты искал неделями или даже годами, — это заставляет меня двигаться дальше и в науке, и в фотографии».

An eagle spreads its wings as it looks as a dead fox lying in the snow in front of it.
С помощью скрытых камер Аудуну удалось запечатлеть орлов в естественной среде обитания, не беспокоя их своим присутствием. Снято на камеру Canon EOS 6D Mark II с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM. © Аудун Рикардсен

Когда вы фотографируете гнезда орлов или занимаетесь ночной съемкой в воде, становятся ли труднодоступность и слабое освещение серьезными преградами?

«Для меня самое важное — это мое оборудование, которое я могу использовать при слабом освещении и в экстремальных условиях. Это означает, что мне нужны камеры с хорошим динамическим диапазоном и высокими значениями ISO при низком уровне шума. Я использую камеры Canon EOS 5D Mark IV, Canon EOS 6D Mark II и Canon EOS-1D X Mark II».

«Большинство использует при съемке животных большие телеобъективы. Я тоже — я часто беру с собой Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM, но мне также нравится идти и в противоположном направлении. С помощью широкоугольного (например, Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM) или даже макрообъектива (такого как Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM) при съемке с небольшого расстояния также можно запечатлеть среду, в которой обитает животное, что позволяет глубже раскрыть историю. Такие снимки больше рассказывают о самом животном».

«В подобных ситуациях вам необходимо следить за животным и знать, как оно может себя повести, — если вы будете его преследовать, вы можете его спугнуть. Если вы будете вести себя определенным образом и не будете торопиться, животное может привыкнуть к вам, и в один прекрасный момент оно заинтересуется и подойдет к вам само. Именно тогда вы сможете сделать наилучшие снимки».

A polar bear lies on rocks beside the sea, its head on its paws.
Сонный белый медведь и его отражение в воде на побережье Шпицбергена, Норвегия. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM. © Аудун Рикардсен
A whale’s tail is seen above the surface of the sea, while a jet of water is blown. Behind are snow-capped mountains.
Горбатый кит плавает в холодных водах Норвегии; его фонтан подсвечен низким зимнем солнцем. Снято на камеру Canon EOS 6D Mark II с объективом Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM. © Аудун Рикардсен

Какие испытания стали самыми трудными для вашего оборудования?

«Я создаю фотографии на пределе возможного, и условия съемки при этом соответствующие. Оборудование попадает в соленую воду, я использую его в дождь и холод и иногда роняю его. Все происходит так быстро, что иногда мне нужно бросить камеру на землю и быстро взять другую, поэтому мне нужно оборудование, которое выдержит такие условия.

«Мое укрытие также находится прямо на краю утеса возле моря, поэтому мне нужна камера, которая может продолжать работать в условиях низких температур, даже когда меня нет рядом. Прошлой ночью я установил объектив Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM в укрытии с орлами под дождем на всю ночь. Обычно я устанавливаю фильтр на переднюю часть, чтобы защитить его от дождя, но я заметил, что фильтр подтекает, поэтому решил положиться на волю случая и оставить объектив снаружи без какой-либо защиты. Шел сильный ливень; он стучал по крыше моего дома, будто кто-то играл на барабанах, и я очень волновался, но когда на утро я вернулся в укрытие, объектив был в полном порядке. Именно это мне и нравится в объективах Canon L-серии — их исключительная надежность».

Four reindeer stand on a thin strip of rocks beside water, which reflects them sharply.
Северные олени выглядят так, будто они стоят на каменистой почве, окруженной холодной водой. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM. © Аудун Рикардсен

Почему надежность так важна?

«Иногда вы ждете определенного стечения обстоятельств, планируете свои действия и, наконец, нужные вам действия происходят. Вы знаете, что время пришло, и тут ваше оборудование перестает работать... Это сложнее принять, чем те ситуации, где не справился именно ты сам. Иногда такой шанс выпадает раз в жизни! Именно поэтому я использую камеры, которые продолжают исправно работать в таких условиях. Долговечность и надежность очень важны для меня».

Расскажите нам об укрытии, которое вы построили.

«Поскольку я постоянно занят исследованиями и фотографией, для меня важную роль играет время. И если я хочу заниматься фотографией, мне нужно объединить ее с наукой и другими занятиями. Я построил для себя укрытие в горах, где-то в двух километрах от дома. Когда моя дочь засыпает, я иду туда, расставляю камеры, устанавливаю датчики, а затем камера работает автономно».

«Это место также задумывалось как офис, где я могу заниматься и наукой, и фотографией. И это замечательно, потому что когда я нахожусь там, я могу сосредоточиться на своей работе, не отвлекаясь на телефонные звонки. А если рядом сядет орел, я могу и пофотографировать. Мне потребовалось три года, чтобы приманить туда орлов, но теперь, похоже, это стало приносить свои плоды».

A whale’s tail slips into the sea, with golden light in the sky.
Одинокий кит начинал погружение под воду, когда амбассадор Canon Аудун Рикардсен запечатлел его хвост при мягком свете зимнего арктического солнца. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM. © Аудун Рикардсен
A sea eagle swoops low over the surface of the sea, snow-capped mountains in the background.
Орлан на фоне гор Бреннвик в коммуне Стейген, Норвегия. Это изображение под названием «Орел на охоте» было по достоинству оценено судьями категории «Птицы» на фотоконкурсе «Европейский фотограф-натуралист года» (2013). Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. © Аудун Рикардсен

Что вас интересует в съемке океана?

«Я вырос в коммуне, расположенной прямо на побережье, и помню, когда родители подарили мне мою первую маску для дайвинга. Над водой я мог слышать звуки птиц, автомобилей, разговаривающих людей... А затем я опускал голову под воду, и все менялось до неузнаваемости. Я мог слышать движение камней, неразборчивые голоса, а затем все погружалось в тишину».

«Миллиметры, разделяющие эти два мира, всегда привлекали меня. Птицы ныряют в воду, охотясь на рыб, а киты всплывают на поверхность из глубин, чтобы дышать. Жизни этих существ связаны этими миллиметрами поверхности воды».

A split-level photo shows an Orca whale below the sea, and a fishing boat with scattering seagulls above the sea.
Этот морж посреди снежной бури — лишь один из образов, демонстрирующих, в насколько суровых условиях Аудун использует свои объективы Canon L-серии. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM. © Аудун Рикардсен
How Audun Rikardsen gets his split-level ocean shots

Как Аудун Рикардсен делает двухуровневые снимки в океане

Аудун рассказывает о технике съемки с поверхности воды и вспоминает, как дружба с моржом позволила ему создать кадр, удостоенный награды.

Расскажите нам о вашей фотографии косатки и рыболовецкого судна, созданной с поверхности воды.
«Хочу сказать, что главной причиной создания моего куполовидного защитного бокса является именно это изображение, которое уже давно сформировалось в моих мыслях. Я даже сделал рисунок, который выглядит почти так же, как и получившееся изображение. Я наблюдал за тем, как этих хищных китов тянет к рыболовецким лодкам — вы можете увидеть, что происходит, находясь над поверхностью, а если вы нырнете под воду, вы сможете увидеть и саму косатку. Я хотел сделать снимок, который рассказывал бы обе истории, но на рынке не было оборудования, которое позволило бы сделать подобное в условиях слабого освещения. Вот тогда у меня и появилась идея создания чего-то подобного. Когда в итоге мне представилась возможность, и я создал эту фотографию, меня переполнял адреналин».

Вы создаете свои боксы для подводной съемки самостоятельно?
«Когда у меня появляются идеи по созданию чего-либо, мне помогают друзья, обычно это инженеры. У меня есть хорошие друзья в университете Тромсе, которые помогают мне в свободное время, конструируют боксы и создают электронные компоненты, которые нужны мне для дистанционного управления, внешние аккумуляторы и прочие полезные вещи. Друзья с таким опытом очень важны для меня».

Считаете ли вы, что важно сосредоточиться на определенных животных или месте их обитания?

«Я стараюсь специализироваться на среде, в которой живу сам. Я не так часто путешествую, и большинство моих фотографий я создаю недалеко от дома, буквально в нескольких километрах. Я думаю, что такая возможность есть у многих, даже если вы живете в центре Лондона или в пустыне Сахара. В вашем регионе всегда найдется что-нибудь особенное. Если вы сосредоточитесь на этом, у вас появится возможность оказаться в нужном месте в нужное время и сделать снимок, который будет отличаться от большинства других».

A herd of musk ox graze on grass in the distance, with a large amount of cloudy sky seen above them.
Овцебыки пасутся под живописным небом с облаками. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM. © Аудун Рикардсен
A black and white photo shows a whale diving below the surface of the ocean.
Это изображение под названием «Горбатый кит в полнолуние», созданное Аудуном, принесло ему второй приз в категории «Млекопитающие» на конкурсе «Европейский фотограф-натуралист года» (2015). Снято на камеру Canon EOS-1D X с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM. © Аудун Рикардсен

Каков ваш процент хороших кадров?

«Чем лучше вы продумаете фотографию, тем меньше кадров вы сделаете и тем лучше они будут. С продуманной стратегией съемки можно получать много хороших фотографий — примерно половину от общего числа. Если процесс съемки спланирован менее тщательно, вы можете сделать тысячу фотографий и, если вам повезет, одна из них будет удачной».

Каковы ваши планы на будущее?

«Я должен признать, что мне очень сложно совмещать научную работу, съемки и одновременно с этим быть отцом и членом семьи. Моей первоочередной задачей сейчас является время. Я стараюсь эффективнее использовать то время, что у меня есть. В будущем я хочу продолжить фотографировать, но мне также нужно уделять время семье. Я ищу способы максимально эффективно объединить эти два занятия. Надеюсь, я смогу увлечь фотографией и свою дочь. Это бы очень мне помогло!»

Автор Emma-Lily Pendleton & Kathrine Anker


Оборудование Аудуна Рикардсена

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

Photographer Audun Rikardsen smiles as he holds his camera by the sea.

Фотокамеры

Canon EOS 6D Mark II

Полнокадровая цифровая зеркальная камера с малой глубиной резкости, возможностью съемки с частотой 6,5 кадров/сек. и датчиком изображения 26,2 МП, обеспечивающим высочайший уровень детализации изображения.

Canon EOS 5D Mark IV

Эта полнокадровая цифровая зеркальная камера 30,4 МП обеспечивает невероятный уровень детализации даже при высокой контрастности. Непрерывная съемка 7 кадров/сек. позволит не упустить важный момент, а видео 4K обеспечит изображение высочайшей четкости, соответствующее стандартам DCI (4096x2160).

Canon EOS-1D X Mark II

Камера Canon EOS-1D X Mark II обеспечивает ведущую в своем классе производительность благодаря высокочувствительному полнокадровому датчику изображения CMOS 20,2 МП, расширенной 61-точечной системе автофокусировки Dual Pixel AF и поддержке съемки видео 4K.

Объективы

Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM

Этот надежный телеобъектив с изменяемым фокусным расстоянием, имеющий прочную конструкцию и систему стабилизации изображения с эффектом, эквивалентным четырем ступеням выдержки, идеально подходит для съемки с рук в условиях слабого освещения, а ультранизкодисперсионные линзы обеспечивают высокую контрастность и естественную цветопередачу.

Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM

Благодаря превосходному качеству от края до края изображения, а также прочной и влагозащищенной конструкции этот сверхширокоугольный зум-объектив L-серии с постоянной максимальной диафрагмой f/2.8 обеспечивает максимально четкие результаты вне зависимости от условий освещения.

Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

Этот профессиональный стандартный зум-объектив отличается исключительной резкостью изображения и надежной конструкцией, присущей моделям L-серии. Постоянная диафрагма f/2.8 позволяет делать отменные фотографии даже при слабом освещении и легко контролировать глубину резкости.

Объективы

Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM

Этот универсальный компактный и портативный супертелеобъектив с зумом обеспечивает стабилизацию изображения, эквивалентную 4 ступеням экспозиции, для превосходной четкости.

Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM

Высококлассный объектив с фиксированным фокусным расстоянием оснащен системой стабилизации изображения, располагает возможностями реалистичного отображения объектов съемки в режиме макро (до 1,0x) и обеспечивает малую глубину резкости для создания красивого эффекта боке.

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас