ОСНОВЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ ФОТОГРАФИЙ

Улучшите свои особенные моменты благодаря этим простым советам по редактированию фотографий

Узнайте, как съемка в RAW и редактирование фотографий в программах Canon Digital Photo Professional или Adobe® Lightroom® помогут раскрыть потенциал ваших фотографий и показать важные события в лучшем свете.
Canon Camera
Будучи фотолюбителем, вы, вероятно, привыкли использовать настройки и параметры вашей камеры для проверки четкости фокусировки, экспозиции и композиции фотографий, а также регулярно просматриваете получившиеся снимки на ЖК-дисплее камеры, а затем повторно создаете их с немного другими настройками, чтобы получить желаемый результат. При таком тщательном подходе к процессу съемки даже неотредактированные фотографии прямо с камеры могут послужить отличной иллюстрацией вашего мастерства, но бывают особые случаи, на которые определенно стоит обратить внимание. Свадьбы, юбилеи, дни рождения, выпускные, первые шаги вашего ребенка… моменты, которые случаются только раз в жизни, достойны того, чтобы их вспоминали в лучшем свете, и поэтому важно научиться редактировать свои фотографии. Это означает, что вы сможете исправить множество ошибок, улучшить композицию, яркость и другие технические аспекты, придать определенный стиль всем фотографиям с одного мероприятия — и это еще не все.

Чтобы свободно редактировать свои фотографии, необходимо снимать в формате RAW, то есть настроить камеру на сохранение изображений в формате RAW вместо JPEG. Файл RAW — это цифровой негатив, содержащий необработанные данные с датчика изображения вашей камеры, из которого вы можете создавать различные версии изображения. Файлы JPEG обрабатываются камерой. Ими можно легко поделиться прямо с устройства, но они оставляют очень мало возможностей для редактирования или исправления. Оптимальный вариант — настроить камеру на сохранение как файлов RAW, так и JPEG. Таким образом вы получите и изображение, которым легко поделиться, и файл RAW для последующих экспериментов с обработкой. Однако имейте в виду, что камере понадобится больше свободного места на карте памяти для сохранения обеих версий каждого снимка.

Чтобы создать фотографию из файла RAW, необходимо его обработать. Можно делать это прямо в камере и даже корректировать по ходу работы некоторые параметры, например яркость, аберрации объектива, предустановленные режимы, такие как Vivid (Яркий) или Soft (Мягкий), и многое другое. Однако удобнее будет выполнять обработку на большом экране вашего компьютера с помощью специальной программы для редактирования файлов RAW, например бесплатного программного обеспечения Canon Digital Photo Professional (DPP) или программы Adobe® Lightroom®. Это очень легко, и вы сможете применять разнообразные стили изображения, настраивать баланс белого, шумоподавление и иные параметры. Любые изменения, которые вы вносите в файл RAW (с помощью камеры или компьютера), обратимы, то есть исходный файл не будет затронут, а правку можно отменить, изменить или удалить в любое время, даже если вы закроете файл и вернетесь к нему позже.

Улучшение экспозиции

Скриншот Adobe® Lightroom®, на котором показаны две версии экспозиции одной фотографии женщины, которая накладывает макияж, стоя у окна в темной комнате.

Файлы RAW имеют более широкий динамический диапазон, чем JPEG, и позволяют сохранить детали в темных и светлых участках изображения, которые могут казаться упущенными при просмотре на камере. При этом осветление теней может привести к появлению шумов, поэтому может потребоваться использование функции шумоподавления.

Скриншот программы DPP, на котором видна фотография невесты, готовящейся к церемонии. Области с недодержкой выделены синим цветом, а с передержкой — красным.

Если в программе DPP включены предупреждения о засветке и тенях, то светлые области, которые могут оказаться отсеченными, будут красного цвета. Слишком темные области с возможной потерей деталей будут подсвечены синим.

Экспозиция — это один из параметров, который можно точно настроить при обработке файла RAW. Хотя изменить диафрагму, выдержку или ISO не удастся, можно настроить яркость изображения, а также выборочно улучшить темные и светлые участки. Это особенно полезно при редактировании традиционных свадебных фотографий, сделанных в солнечный день, когда бывает сложно запечатлеть детали как ярко-белого платья невесты, так и темного костюма жениха.

Файлы RAW имеют более широкий динамический диапазон, чем JPEG, поэтому часто удается восстановить упущенные на них детали с помощью настроек Highlight (Свет) и Shadow (Тень). Эти настройки доступны как отдельные ползунки в модуле «Разработка» в Lightroom® и в стилях изображения в DPP. Если вы используете DPP, то также можете настроить уровень автокоррекции яркости, который автоматически улучшит экспозицию и контрастность изображения.

Избегание утраты деталей

Скриншот, на котором показаны параметры экспозиции в программе DPP, — их применили к изображению пары, держащейся за руки на безлюдном пляже.

Проверяйте гистограмму при настройке экспозиции, цвета и контрастности в выбранном программном обеспечении для редактирования RAW. Если график сдвинут к правому краю и выглядит обрезанным, а не постепенно сужающимся, это означает, что части изображения будут абсолютно белыми. Главное — чтобы экспозиция объекта оставалась правильной.

Скриншот Adobe® Lightroom®, на котором показано применение инструмента «Тоновая кривая» к фотографии новобрачных, стоящих перед водопадом.

Используйте тоновую кривую в удобном для вас программном обеспечении, чтобы добавить контраст и оживить изображение. Для начала подойдет небольшая S-образная кривая. В программе Lightroom® (см. рисунок) ее можно создать, перемещая ползунки Highlights (Свет) и Lights (Яркие) вправо, а ползунки Darks (Темные) и Shadows (Тени) влево. В программе DPP нажмите на кривую графика и перетащите ее так, чтобы тени стали глубже, а яркие тона светлее.

Темные области, в которых должны присутствовать немного отличающиеся по тону детали, превратившиеся в сплошное черное пятно, или яркие области, которые засвечены до чисто-белого цвета, называются отсеченными. Это можно увидеть на гистограмме изображения на вашей камере или в программе для редактирования RAW: вместо того, чтобы постепенно сужаться к обоим концам, кривая гистограммы будет выглядеть обрезанной. Поэтому необходимо следить за гистограммой во время настройки экспозиции. При перемещении ползунков график гистограммы будет сдвигаться вправо, если изображение становится светлее, или влево, если изображение становится темнее. Обычно следует избегать излишнего выхода гистограммы за край графика, поскольку иначе детали, находящиеся в отсеченных областях изображения, будут упущены. Конечно, некоторые фотографии выглядят интереснее, когда они светлее или темнее обычного, но чаще всего стоит сохранить множество деталей в таких областях кадра, как платье невесты.

Чтобы вам было проще оценивать настройки экспозиции, можно включить удобные предупреждения о засветке и тенях. Они укажут на любые области изображения, которые окажутся абсолютно черными (выделены синим) или белым (выделены красным). Эта функция находится в раскрывающемся меню предварительного просмотра в DPP, а в Lightroom® вы можете включить или выключить эти предупреждения, нажав на индикаторы над гистограммой.

После осветления теней и снижения яркости светлых участков изображению может не хватать контрастности. Воспользуйтесь тоновой кривой, чтобы это исправить. Чтобы усилить контрастность, попробуйте начать с создания небольшой S-образной кривой. Нажмите на середину линии, проходящей через центр графика, чтобы установить среднюю точку, затем нажмите на нижнюю часть графика и перетащите ее немного вниз, чтобы усилить тени, затем нажмите на верхнюю часть и потяните ее немного вверх, чтобы усилить оттенки белого.

Коррекция баланса белого

Скриншот программы DPP, на котором показано изменение цветового баланса фотографии новобрачных, стоящих на снегу.

Программа DPP предоставляет доступ к ряду инструментов для удаления цветовых оттенков, включая пипетку Click White Balance (Выбрать баланс белого), которую можно использовать, чтобы выбрать область нейтрального белого или серого цвета. В этом случае янтарные оттенки были добавлены с помощью ползунка Fine Tune (Точная настройка), чтобы придать холодному тону фотографии еще более теплый оттенок.

Прежде чем перейти к настройке цвета вашего изображения, стоит настроить правильный баланс белого. Сделанные во время торжественного события, такого как большая свадьба, фотографии часто создаются в различных условиях освещения — от дневного или искусственного освещения во время церемонии до лучей закатного солнца и дискотечных огней банкета. Программы DPP и Lightroom® обладают полным набором инструментов для настройки баланса белого, позволяющих удалить цветовые оттенки, вызванные разным освещением, либо создать с их помощью уникальный творческий эффект.

Предустановки баланса белого в DPP схожи с теми, которые доступны в камерах Canon EOS. Можно точно настроить полученный результат, вручную изменив соотношение синего с янтарным и пурпурного с зеленым, чтобы цвета выглядели естественно. Также вы можете воспользоваться пипеткой Click White Balance (Выбрать баланс белого). Нажмите на область изображения, которая должна быть нейтрально-белой или серой, чтобы избавиться от цветового оттенка по всему изображению. Подобные инструменты доступны и в Lightroom®.

Однако оттенок света может быть именно тем, что в первую очередь и заставило вас создать этот кадр, поэтому не думайте, что вы обязаны его нейтрализовать. Кроме того, чуть более «теплый» (больше красного и меньше синего) баланс белого может помочь лучше передать тон кожи.

Усиление насыщенности

Скриншот Adobe® Lightroom®, на котором показано применение стилей профиля к изображению невесты, стоящей перед желтым маяком.

В программе Lightroom® есть коллекция стилей (слева) и профилей (справа), которые позволяют создавать изображения с определенным эффектом одним нажатием кнопки. Для улучшения результата можно воспользоваться ползунками и другими инструментами редактирования. Стили изображения и пользовательские рецепты в программе DPP выполняют ту же функцию.

После настройки цветовой температуры можно перейти к коррекции цвета. При открытии файла RAW в программе DPP будет автоматически выбран тот же стиль изображения, который был использован в момент его создания, но вы всегда можете выбрать другой в выпадающем списке. В разделе Advanced (Расширенные) также можно настроить параметры стиля изображения, включая изменение цветового тона, а также повышение или снижение насыщенности цвета.

Вместо настроек стиля изображения программа Lightroom® предлагает выбор из коллекции профилей и стилей, которые позволяют применить все настройки одним нажатием кнопки. Их также можно использовать в качестве отправной точки для дальнейшего редактирования. Финальные настройки можно сохранить как новый персональный стиль, который можно применять и к другим изображениям. Использование стилей может помочь вам сэкономить время. Многие свадебные фотографы, которым приходится обрабатывать сотни фотографий, используют их для быстрого придания изображениям винтажного стиля или применения популярных фильтров.

Пакетная обработка фотографий — еще один способ упростить рабочий процесс. В программе DPP вместо обработки каждой фотографии по отдельности можно скопировать рецепт из одного изображения и применить его к другому или сразу к нескольким. Для этого выберите миниатюру снимка, настройки которого вы хотите скопировать, и перейдите в меню верхней панели Edit (Изменить) > Copy recipe (Скопировать рецепт). (Также можно нажать Edit (Изменить) > Select and copy recipe settings (Выбрать и скопировать параметры рецепта), чтобы выбрать отдельные настройки, которые необходимо скопировать.) Затем выберите миниатюру или несколько миниатюр фото, к которым вы хотите применить эти настройки, и выберите Edit (Изменить) > Paste recipe (Вставить рецепт). После применения параметров рецепта или стиля изображения вы всегда можете внести дополнительные изменения или вернуться к настройкам, которые были заданы при создании фотографии. Помните, что все изменения обратимы.

Настройка отдельных цветов и преобразование фотографии в черно-белую

Скриншот программы DPP, на котором виден процесс осветления фотографии обнимающихся молодоженов.

Использование ползунков Hue (Оттенок), Saturation (Насыщенность) и Lightness (Осветление) (HSL) в программе DPP позволяет точно настроить определенные цвета. Если переместить ползунок Lightness (Осветление) для оранжевого цвета немного вправо, то оттенок кожи станет ярче.

Скриншот Adobe® Lightroom®, на котором изображено монохромное фото молодоженов, стоящих перед треугольной хижиной.

Преобразование серии свадебных фотографий в черно-белые — отличный способ объединить несколько изображений в коллекцию снимков. После преобразования используйте ползунки цветовых каналов для корректировки смешения тонов и добавления контраста.

И в DPP, и в Lightroom® есть инструменты, позволяющие настроить цвета изображения, — Hue (Оттенок), Saturation (Насыщенность) и Lightness (Осветление). Эти ползунки позволяют улучшить отдельные цвета фотографии для создания более нежной или выразительной гаммы. Например, если вы снимаете под открытым небом, может потребоваться настройка ползунка синего цвета, позволяющая сделать цвет голубого неба более глубоким и ярким либо осветлить его и уменьшить насыщенность, — это будет зависеть от того, какой стиль вам необходим. Для создания нужной атмосферы осенних свадебных фото можно сделать акцент на оранжевом, желтом и красном тонах. Перемещение ползунка оранжевого тона Lightness (Осветление) немного вправо — ключ к улучшению передачи тонов кожи при обработке портретов.

Конечно, многие фотографы полностью лишают свои фотографии цвета. Хотя кадры, созданные во время дня рождения, часто смотрятся лучше в более ярких тонах, преобразование свадебных фотографий в черно-белые делает их неподвластными времени, позволяя зрителям сосредоточиться на эмоциональной составляющей момента. Преобразование изображений в монохромные также может помочь вам решить некоторые технические проблемы. Оно может помочь добиться единообразия коллекции снимков, сделанных в разное время свадебного дня и в разных местах, а также исправить кадры, созданные при высоких значениях ISO или в помещении с тусклым светом.

Вместо выбора монохромного стиля изображения в DPP можно нажать кнопку Monochrome (Монохромный), находящуюся над панелью настройки цвета с ползунками Hue (Оттенок), Saturation (Насыщенность) и Lightness (Осветление). Это позволит и дальше использовать ползунки H (Оттенок), S (Насыщенность) и L (Осветление) для изменения основных цветов и, следовательно, различных оттенков серого в преобразованном изображении. Некоторые изображения кажутся непримечательными и плоскими после преобразования в черно-белые, но это можно исправить с помощью ползунка Lightness (Осветление), который поможет добавить контраста и глубины.

По мере выполнения различных этапов редактирования фотографии может возникнуть необходимость вернуться на несколько шагов назад и скорректировать изменения, внесенные ранее. Может получиться так, что после изменения цвета вам захочется заново настроить экспозицию или контрастность. Последний штрих — настройка резкости. Когда дело доходит до резкости, то обычно низкие значения лучше, чем высокие, поэтому увеличьте самую важную деталь фотографии до 100%, чтобы определить, насколько верное значение вы применили.


Автор: Маркус Хокинс


Adobe® и Lightroom® являются товарными знаками или зарегистрированными товарными знаками корпорации Adobe в США и/или в других странах.

Вам также могут быть интересны...

Похожие статьи

  • Как снимать свадьбы на открытом воздухе

    СВАДЕБНАЯ ФОТОСЪЕМКА

    Как снимать свадьбы на открытом воздухе

    Свадебный фотограф Стеф Закас делится советами по съемке важного дня.

  • Фотография заросшего поля «до» и «после». Слева темная и неотредактированная версия снимка, а более светлая, отредактированная в программе DPP — справа.

    РЕДАКТИРОВАНИЕ ФОТОГРАФИЙ / ПОСТОБРАБОТКА

    Редактирование изображений RAW в DPP

    Узнайте, как редактировать, улучшать и совершенствовать ваши фотографии RAW в программе Canon DPP.

  • Распечатанные украшения и таблички для свадебного торжества рядом с портретом невесты и жениха в рамке.

    СВАДЕБНАЯ ФОТОСЪЕМКА

    Печать украшений для свадьбы

    От изящных приглашений до вывесок в стиле рустик — немного воображения позволит сделать день бракосочетания по-настоящему особенным.

  • Портрет фотографа и поэта Амааль Саид с закрытыми глазами; на ее плечи накинут легкий красный платок.

    СОЗДАНИЕ АВТОПОРТРЕТОВ

    Создавайте идеальные автопортреты

    Узнайте, как трансформировать обычные селфи в превосходные автопортреты.